Главная » Статьи » Победе 75 лет » Победе 75 |
Первое упоминание о селе Введенщина относится к 1721 году, когда была построена церковь на землях, отведенных Иркутскому Вознесенскому мужскому монастырю на берегу р. Иркут. Название связано с христианским праздником «Введение в храм Пресвятой Богородицы». Жители деревни, крестьяне, выполняли монастырские послушания, занимались земледельческим хозяйством. Согласно документам, поселение именовалось Верх-Иркутская Введенская слобода. С течением времени произошла трансформация названия в современное наименование села. Церковь Верх-Иркутской слободы была центром всего прихода, состоящего из более 2000 прихожан Введенщины, Баклашей, Мот, Олхи и Савватеевки. При ней в конце XIX века была открыта первая четырехлетняя школа. 32 мальчика из крестьянских детей стали учить грамоте. Введенщина. Фото из фондов Иркутского областного краеведческого музея Первое упоминание о селе Введенщина относится к 1721 году, когда была построена церковь на землях, отведенных Иркутскому Вознесенскому мужскому монастырю на берегу р. Иркут. Название связано с христианским праздником «Введение в храм Пресвятой Богородицы». Жители деревни, крестьяне, выполняли монастырские послушания, занимались земледельческим хозяйством. Согласно документам, поселение именовалось Верх-Иркутская Введенская слобода. С течением времени произошла трансформация названия в современное наименование села. Церковь Верх-Иркутской слободы была центром всего прихода, состоящего из более 2000 прихожан Введенщины, Баклашей, Мот, Олхи и Савватеевки. При ней в конце XIX века была открыта первая четырехлетняя школа. 32 мальчика из крестьянских детей стали учить грамоте. Дальнейшее развитие территории связано со строительством Кругоморского тракта. В конце XIX века по высочайшему положению Сибирского комитета в Введенщине была разрешена постройка станционного дома - первой почтовой станции на пути из Иркутска к южному Прибайкалью. К этому периоду относится разработка известкового карьера,строительство мельницы,кузницы, пилорамы,мелочных лавок и питейных заведений. После установления Советской власти по крепкому сибирскому селу прошла волна репрессий: аресты, раскулачивание, выселение. Восемь сельчан были признаны «врагами народа», никто из них не вернулся в родную деревню. В середине 1920-х годов в Введенщине была создана коммуна, которая просуществовала около пяти месяцев. Первые колхозы «Заря», «Коноплевод», «Майский» возникли вначале 1930-х гг. В 1936 году хозяйства объединились в колхоз имени ХVII партийного съезда. Председателем колхоза был Алексей Михайлович Блинов. Колхоз крепко «стоял на ногах» - приобрел грузовую машину, была построена молочно-товарная ферма, свинарник, овчарня, птичник и ясли, был сделан пристрой к школе. При кузне - построен двор для размещения и ремонта сельскохозяйственной техники. В селе открылся фельдшерский пункт. В 1939 году по территориальному делению к Введенскому сельскому Совету, кроме Введенщины, относились село Моты и поселок Шаманка. Социально-культурным центром Введенщины, как во многих селах, стала школа. В 1939 году в 4-х летней школе обучалось около 140 детей. Руководили начальной школой с 1933 по 1939 годы - Петр Григорьевич Михалёв, в военные и первые послевоенные годы - К. Семенов. Война внесла свои коррективы в жизнь сибирской глубинки. Многие дети бросали учиться: девочки сидели дома с младшими братьями и сестрами, мальчики помогали дома по хозяйству, а те, кто постарше, сами стали работать в колхозе. Но несмотря на трудные условия жизни, учителя боролись за возвращение в школу каждого ученика, не явившегося на занятия 1 сентября 1941 года. Школа перестраивалась на военный лад. Под руководством учителей были созданы тимуровские команды, которые организовали военную дисциплину и помогали семьям красноармейцев. Педагогический коллектив школы подписался на денежно-вещевую лотерею на 705 рублей. Учителя и школьники собирали вещи для посылки в Красную Армию. В созданном литературном кружке ежедневно обсуждали боевые эпизоды из газет "Пионерская» и «Восточно - Сибирская правда". Из них знали многое о батальонах лыжников в белых маскхалатах, которые внезапно появлялись в тылу врага, громили вражеские гарнизоны и также внезапно исчезали. Особенно славились сибирские снайперы. Поэтому среди школьников проводились беседы "О значении лыж в военное время". Было решено поставить на лыжи всех учащихся школы, чтобы все ученики, живущие далеко, добирались в школу на лыжах. Летом на пришкольном участке площадью 0, 25 га ученики выращивали овощи. Семена приносили из дома, кто сколько может. Работали на школьном огороде по графику. Овощи сушили, отправляли на фронт. Помогали семьям, оставшимся без кормильцев. Из документов военных лет о состоянии школьной работы в 1941 году: "…дети вместе с учителями выходили на общественно-политическую работу в колхоз: собирали колосья, утепляли телятник. Во время выпуска Военного займа печатали лозунги для клуба и сельсовета, собирали золу, птичий помет и металлолом". По воспоминаниям старожилов села, силами педагогов в годы войны проводились ёлки, отмечались революционные праздники. Из отчета директора школы: "родительский комитет оказал большую помощь в организации угощения к революционному празднику 7 ноября, проведении соревнований, посвященных 24-й годовщине РККА. В кроссе, участвовало 8 человек из 4-го класса. Трое прошли 2 км за 13-14 минут, остальные - за 15 минут». Матери, при всей их занятости, приходили на родительские собрания. Дети с помощью учителей готовили концерты. В Введенщине с благодарностью вспоминают учителей военной поры: Михаила Михайловича Мицкевича, имевшего богатую домашнюю библиотеку. Он много сам читал ученикам младших классов. Супругов Пляскиных - Германа Георгиевича, преподавателя математики и Екатерину Павловну, учителя музыки. И многих, чьи имена стерлись из памяти. Эти люди сделали все, чтобы у маленьких жителей сибирского села была светлая частичка детства. Традиции, заложенные учителями маленькой 4-х летней школы, достойно продолжает педагогический коллектив школы № 11 с. Введенщина. Не одно поколение ее выпускников по крупицам собирают, записывают и изучают историю родного села. Воспоминания сторожилов сохранены благодаря многолетней работе краеведов: Галины Михайловны Васильевой, Татьяны Петровны Богомоловой, Нины Аркадьевны и Валерия Георгиевича Толстиковых. | |
Просмотров: 435 | Комментарии: 10 | |
Всего комментариев: 0 | |