Главная » Статьи » Колумб Российский » Русская Америка и РАК |
Зоркальцева Ирина, 7 класс Муниципальная общеобразовательная Средняя школа N6, г. Шелехов Руководитель Е.К.Папко Деятельность русского Колумба в Америке покоилась на просвещенной основе. Библиотека Григория Ивановича Шелехова насчитывала десятки томов Дефо и Кука, книги о завоевании Мексики, его собственные записи об успехах обучения алеутов, эскимосов, о туземных праздниках и обрядах, о науках поисков кладов земных. Шелехов проявлял заботу о России при освоении далекой Аляски. Он предписывает своему сподвижнику Баранову: Основать на Американском материке город Славороссию, где должны быть широкие улицы, просторные площади, украшенные обелисками в честь русских патриотов. А для входа и для въезда сделать большие и крепкие русские ворота или Слава России или Слава Америке. На Кадьяке из первых пудов добытой меди отлит пятипудовый церковный колокол – здесь будут собираться люди – предвидел Григорий Иванович. Сомнения, будет ли что расти рассеялись, когда спутник Шелехова Тихон Сапожников посеял принародно 400 граммов ячменя, а собрал по осени при народе 18 килограммов. Так просвещали жителей, чтобы не умереть от голода в далеких землях, суровых, незнакомых. Ум российский промыслы затеял, - гремели слова песни Александра Баранова. Слова этого гимна труду подтверждались делом: алеуты разводили на островах хлебное дерево и сладкий картофель, научились осмысленно искать янтарь, составлять карты поморья. Шелехов считал необходимым наладить мирную торговлю с местными жителями, использовать их на промысле, обучать грамоте, счету, готовить переводчиков ( их называли толмачами), мореходов, мастеровых. Он считал, что это укрепит позиции России на Тихом океане, усилит могущество и авторитет среди других государств, увеличит возможности промысла. Это были широкие планы умного и дальновидного человека. Он прекрасно понимал, что этот проект проводить в жизнь придется, прежде всего, ему самому. На острове Кадьяк в 1776 году Григорий Иванович организовал школу и оставил свою инструкцию: Заведенное мною детское училище для обучения российской грамоте здешних жителей – умножить. Для этого он шлет сюда из Охотска книги. Шелехов особо указывал, что детей надо брать от разных племен, а особо стараться на земле Калифорнии. Кроме того, он считал необходимым, чтобы корабли, которые будут курсировать между Охотском и Кадьяком, привозили с собой молодых эскимосов для обученияв школах Иркутска и Охотска. Один из его советов управляющему: Молодых и хороших ребят и девок к вызову на обучение заблаговременно припасать. Шелехов понимал, что важным условием закрепления русских в далеком крае было развитие там землепашества и скотоводства. Своему сподвижнику Самойлову он велел строить новые хлева и сенники, потому что скота он еще пришлет из Охотска. Велел возделывать новые огороды, для чего семена оставлены разные и еще будут присылаться. В школе, о которой сказано выше, 25 мальчиков- маленьких эскимосов обучались русской грамматике и счету. Каждый день, где помещались дети, приходил бородатый промышленник, и дети хором повторяли за ним буквы русской азбуки, которые их учитель рисовал углем на свежеструганной доске. Затем составляли слова из выученных букв. Потом начиналось обучение счету. Рассказывая о занятиях в школе, Шелехов делает замечания: Должно отдать народу сему справедливость в остроте ума, ибо дети их весьма скоро понимали свои уроки и некоторые до отъезду моего столько научились по-российски говорить, что без нужды можно их разуметь. В мае 1786 года Григорий Иванович стал готовиться в обратный путь. Он решил взять с собой по самохотному желанию 40 человек коренных жителей. Со взрослыми ехали и дети. Шелехов имел на это такой план: одну треть на этом судне с наградой назад отправить после показа отечества нашего, другую треть отправить ко двору в столицу, а остальных малолетних обучить грамоте в Иркутске и привезти их на свою родину по их воле, чтобы от них род ихний услышал о порядке нашей державы и захотел лучшего порядка у себя. 15 мальчиков учились в Иркутске. Учились охотно, с великим понятием. Кроме основных наук учились играть на флейте, скрипке. Им давались познания по литературе, растительности, уроки истории, географии. Ученики выросли в руках хороших мастеровых, матросов. Некоторые продолжали образование после Иркутска в столице. Константину Алексеевичу Самойлову, оставленному на Кадьяке, Шелехов дает наставления, чтобы люди российские подавали хороший пример поведения и просит: грамоте и арифметике учить, петь и вести себя прилично мальчиков учите, старайтесь, чтобы со временем были из них мореходы и добрые матросы, и мастерству разному учить их надобно, особенно плотницкому делу. Мужественную жизнь покорителей Нового Света приходилось наблюдать англичанам, но больше всего они удивлялись как россияне учили туземцев. В их записях есть такие слова: Многие из туземцев говорили по-русски, и, судя по этому, они весьма привязаны к русским. Заложенные Шелеховым основы обучения в начале 19 века продвигаются. В 1805 году на Кадьяке алеуты, эскимосы, индейцы изучали французский язык, географию математику. Григорий Иванович стремился подробнее познакомить своих соотечественников с бытом американских народов, прекрасно понимая, как важно, чтобы в России знали возможно больше о новых русских подданных. Поэтому он велел приготовить к вывозу несколько десятков оленьих, сусликовых, бобровых, котиковых изделий, сплетенных из трав и выдолбленных из дерева. Шляпы, образцы обуви, игровые наряды: шапки, бубны, побрякушки и прочее. Подробно в своих записках он описывает внешность эскимосов, их одежду, украшения, оружие, посуду, жилища, рисует похоронные обряды, встречу гостей у эскимосов, их религиозные представления. Записи эти интересны и важны. Нам их представляет читать Адамов: Селение эскимосов состояло их подземных жилищ на берегу моря, где жили по 40-50 человек. Вход устроен в крыше в виде отверстия, к которому изнутри поставлено бревно с насечками. Богатые эскимосы жили в отдельных хижинах на столбах. Посреди селения – большое сооружение из бревен, ветвей и земли. Это место для игр, пиров и совещаний. Люди одеты в длинные рубахи из шкур различных животных и птиц. У некоторых поверх этого одеты чудно собранные воедино пояса из пузырей морских животных для защиты от воды. Гостей они, прыгая и звеня в бубны, несут в жилище и устраивают угощение. Здесь коренья брусники, клюква, холодный жир морских животных, сушеная рыба. После еды устраиваются танцы: с криком они вертятся на одном месте, потрясая копьями, а зрители поддерживают их хлопками в ладоши. Через 8 лет учебы в Иркутске, когда ученики возвращались на Аляску, они везли от Шелехова Баранову много хлебных и огородных семян, хлебопахотные орудия, а для приплода – четыре телки, коз овец, лошадей. Одновременно Шелехов шлет новую партию книг – классические, исторические, математические и экономические - сказано в записях. Благодаря деятельности российских поселенцев и последователей Григория Ивановича Шелехова местное население осваивало культуру, новые формы хозяйства. Помимо общего обучения шло и специальное – ремесленное, техническое, торговое, мореходное. Наиболее способных отправили в Петербург. Многие по возвращении занимали крупную должность. Например, известны исследователи Аляски Александр Кашеваров, Руф Серебрянников, Андрей Климовский и другие. И за это русскому Колумбу слава!
| |
Просмотров: 1093 | |
Всего комментариев: 0 | |