06:26 Почтовая станция Моты | |
Моты появились на карте и как большинство сел и деревень Сибири: сначала строились зимовья. Зимовья, удачно расположенные, становились деревнями, селами, слободами. История с. Моты, как поселения, связана со строительством пути, названным в дальнейшем Кругоморским трактом. Строили дорогу каторжане. На рубеже XVIII-XIX веков в селе была открыта почтовая станция. Мотская почтовая станция Испокон века мотские жители заготавливали лес. Рубили его в Шаманском, Подпорожном, Осиновском урочищах, Тункинской пади и сплавляли лес по Иркуту в Затон или Жилкино г. Иркутска. Увеличение числа жителей поселения происходило как за счет ссыльнопоселенцев, так и путем естественного прироста. В начале прошлого века в селе было 63 двора, проживало 348 человек. В революционное время мотские мужики принимали активное участие в боевых действиях партизанских отрядов против семеновских и капелевских отрядов белогвардейцев. В селе есть памятник герою гражданской войны А. Сальникову. Он стоит на том месте, где его зарубили белоказаки. В период коллективизации в Мотах был создан совхоз. Земля здесь была не пригодна для больших сельхоз работ, зато лесные угодья богаты. В селе успешно работал копзверопромхоз. Работники собирали дикоросы, ягоды и орехи, вели охотоведческое хозяйство. В 30-х годах XX века в Мотах работал скипидарный завод, начальная школа, кузница, был конный двор, контрольный пункт фельдъегерской связи вдоль федерального тракта. Култукский тракт Иркутск-Монголия Автовнештранс Перед войной в селе жило около 400 человек, из них - 83 было призвано в Красную Армию. Они принимали участие в боях на полях сражений Великой Отечественной войны. Жители Мот работали для фронта и для Победы. Собирали тёплые вещи, вязали варежки, шили кисеты, заготавливали лекарственные травы для военных госпиталей. Маленькое сибирское село выживало, помогая стране. Только 37 жителей Мот вернулось в родное село. Некоторые семьи потеряли двух и трёх родных. | |
Просмотров: 456 | |