Приветствую Вас Гость!
Четверг, 21.11.2024, 18:11
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа

Архив записей

Есть вопрос? Напишите нам
Главная » 2020 » Январь » 21 » БОЛЬШОЙ ЛУГ: от лесозаготовительного участка до посёлка железнодорожников
15:30
БОЛЬШОЙ ЛУГ: от лесозаготовительного участка до посёлка железнодорожников

В этом году мы отмечаем значимую дату – 75 летие Победы советского народа

над фашистской Германией. Подготовка к этому событию уже началась. Вот и га

зета совместно с городским музеем Г. И. Шелехова продолжает проект «Сибирское

притяжение». Раз в месяц мы рассказываем о легендарных страницах истории

Шелеховского района. Сегодняшний выпуск посвящаем жителям Большого Лу

га, которые ковали победу на полях сражений и в тылу, детство которых опалила

война.

 

БОЛЬШОЙ ЛУГ: от лесозаготовительного участка до посёлка железнодорожников

Хозяйственное освоение территории началось за долго до появления посёлка – в XVIII веке. Крестьяне Смоленщины и Олхи обратили внимание на природное богатство большелугской долины, тогда ещё безымянной. Вскоре за ней закрепилось название «Большой Луг», так как в этой части долины р. Олхи были обширные луга, хвойный

лес, много промысловых животных.

Заселение территории проходило освоением хозяйственных дорог,

сложившихся на юге Иркутской губернии. От одного из путей, который шёл на Иркутск из Китая и Монголии по долине реки Иркут, ответвлялась тропа в большелугскую

долину через Ханчинскую падь. Это направление, в свою очередь, в долине раздваива-

лось, одна тропа уходила на село Олха и далее на Иркутск.

Для большелугской долины все названные тропы имели транзитное значение. В начале 20 х годов здесь проживало не более 400 человек. Это старожилы сибиряки, выходцы из других районов Восточной Сибири: кто то бежал от неурядиц в своих сёлах, раскулачивания, кто то в поисках заработка. Посёлок возник в конце 30 х годов как лесозаготовительный участок. Основан был хозяйственной структурой НКВД пpeдпpиятием Народного комиссариата внутренних дел, на котором использовался труд рабочих «особого режима». Участок состоял из трёх посёлков лесозаготовителей: Большой Луг современный «36 й км», п. Ханчин и «43- й км». Все они размещались на расстоянии 5 8 км друг от друга. Также здесь располагалась ремонтная база. После упразднения лесо-

заготовительного участка в конце 1940 х годов в этом месте жили строители железно

дорожной ветки Иркутск Слюдянка, затем обосновалась школа по подготовке рабочих

кадров ФЗО.

ДАЛЬНЕЙШАЯ история п о с ё л к а с в я з а н а с о строительством железнодорожной ветки транссибирской магистрали Иркутск Слюдянка. Проект «обходной горной

железной дороги № 12» был составлен в 1939 году взамен намеченного к затоплению

участка Кругобайкальской дороги, который проходил вдоль реки Ангары. Длина новой линии 122,9 км, пропускная способность – 20 пар поездов в сутки в двух направлениях,

спроектировано 12 станций. В 1942 году по решению Государственного комитета

обороны стройка № 12 Иркутск Слюдянка была переориентирована с двухпутной

на однопутную дорогу. Строительство развернулось за счёт мобилизации городского и

сельского населения: мужчин с 16 до 55 лет и женщин с 16 до 45 лет. В основном здесь

трудилась молодёжь из сёл Приангарья. Производственный процесс на стройке был прост и тяжёл: кайло, лопата, тачка да пара рук, в основном девчонок подростов. Тяжёлые земляные работы быстро изматывали даже молодой организм.

По понятным причинам темпы строительства были низкими, а к 1944 году стройка практически прекратилась. Только в 1945 году работы по сооружению магистрали Иркутск Слюдянка возобновились. На 38 км трассы, где шло строительство станции Большой Луг, трудилась 9 я железнодорожная бригада и 21 й ГОРЕМ (головной ремонтный поезд). С 1946 года сюда привлекли «спецконтинтингент» и японских военнопленных с Востока. На станции построили пункт водоснабжения, пункт оборота локомотивных толкачей, медпункт, школу интернат, овощехранилище, 18 двухквартирных, три четырёхквартирных и два восьмиквартиных дома. Новые станции стали заселять переселенцами с закрытой железнодорожной линии Иркутск Байкал. Жилья не хватало. Жили в шалашах и землянках. Многие семьи приезжали без мужчин, так как железнодорожники на старом участке демонтировали дорогу. В 1947 году комиссия приняла во временную эксплуатацию часть трассы от 0 до 78км, а в 1949 м было открыто грузовое и пассажирское движение по одному пути.

В 1958 г. посёлку Большой Луг присвоен статус «посёлок городского типа».

 

 

Подготовили Елена НЕЧАЕВА и Елена БЕЛЫХ, сотрудники музея Г.И. Шелехова

 

 

 

 

 

Просмотров: 412 | Добавил: tjmialo