Приветствую Вас Гость!
Суббота, 20.04.2024, 15:00
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Есть вопрос? Напишите нам

Каталог статей

Главная » Статьи » Победе 75 лет » Победе 75

БОЛЬШОЙ ЛУГ: от лесозаготовительного участка до посёлка железнодорожников

Хозяйственное освоение территории началось за долго до появления посёлка – в XVIII веке. Крестьяне Смоленщины и Олхи обратили внимание на природное богатство большелугской долины, тогда ещё безымянной. Вскоре за ней закрепилось название «Большой Луг», так как в этой части долины р. Олхи были обширные луга, хвойный

лес, много промысловых животных.

Проект стройки №12 Иркутск-Слюдянка

ЗАСЕЛЕНИЕ территории проходило освоением хозяйственных дорог,

сложившихся на юге Иркутской губернии. От одного из путей, который шёл на Иркутск из Китая и Монголии по долине реки Иркут, ответвлялась тропа в большелугскую

долину через Ханчинскую падь. Это направление, в свою очередь, в долине раздваива-

лось, одна тропа уходила на село Олха и далее на Иркутск. Для большелугской до

лины все названные тропы имели транзитное значение. В начале 20 х годов здесь

проживало не более 400 человек. Это старожилы сибиряки, выходцы из других район-

ов Восточной Сибири: кто то бежал от неурядиц в своих сёлах, раскулачивания, кто то в

поисках заработка. Посёлок возник в конце 30 х годов как лесозаготовительный участок. Основан был хозяйственной структурой НКВД пpeдпpиятием Народного комиссариата внутренних дел, на котором использовался труд рабочих «особого режима». Участок состоял из трёх посёлков лесозаготовителей: Большой Луг современный «36 й км», п. Ханчин и «43 й км». Все они размещались на расстоянии 5 8 км друг от друга. Также здесь располагалась ремонтная база. После упразднения лесо-

заготовительного участка в конце 1940 х годов в этом месте жили строители железно

дорожной ветки Иркутск Слюдянка, затем обосновалась школа по подготовке рабочих

кадров ФЗО.

ДАЛЬНЕЙШАЯ история п о с ё л к а с в я з а н а с о строительством железнодорожной ветки транссибирской магистрали Иркутск Слюдянка. Проект «обходной горной

железной дороги № 12» был составлен в 1939 году взамен намеченного к затоплению

участка Кругобайкальской дороги, который проходил вдоль реки Ангары. Длина новой линии 122,9 км, пропускная способность – 20 пар поездов в сутки в двух направлениях,

спроектировано 12 станций. В 1942 году по решению Государственного комитета

обороны стройка № 12 Иркутск Слюдянка была переориентирована с двухпутной

на однопутную дорогу. Строительство развернулось за счётмобилизации городского и

сельского населения: мужчинс 16 до 55 лет и женщин с 16 до 45 лет. В основном здесь

трудилась молодёжь из сёл Приангарья. Производственный процесс на стройке был прост и тяжёл: кайло, лопата, тачка да пара рук, в основном девчонок подростов. Тяжёлые земляные работы быстро изматывали даже молодой организм.

По понятным причинам темпы строительства были низкими, а к 1944 году стройка практически прекратилась. Только в1945 году работы по сооружению магистрали Иркутск Слюдянка возобновились. На 38 км трассы, где шло строительство станции Большой Луг, трудилась 9 я железнодорожная бригада и 21 й ГОРЕМ (головной ремонтный поезд). С 1946 года сюда привлекли «спецконтинтингент» и японских военнопленных с Востока. На станции построили пункт водоснабжения, пункт оборота локомотивных толкачей, медпункт, школу интернат, овощехранилище, 18 двухквартирных, три четырёхквартирных и два восьмиквартиных дома. Новые станции стали заселять переселенцами с закрытой железнодорожной линии Иркутск Байкал. Жилья не хватало. Жили в шалашах и землянках. Многие семьи приезжали без мужчин, так как железнодорожники на старом участке демонтировали дорогу. В 1947 году комиссия приняла во временную эксплуатацию часть трассы от 0 до 78км, а в 1949 м было открыто грузовое и пассажирское движение по одному пути.

В 1958 г. посёлку Большой Луг присвоен статус «посёлок городского типа».

 

 

Подготовили Елена НЕЧАЕВА и Елена БЕЛЫХ, сотрудники музея Г.И. Шелехова

 

 

Категория: Победе 75 | Добавил: tjmialo (21.01.2020)
Просмотров: 424 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: