Приветствую Вас Гость!
Пятница, 26.04.2024, 05:51
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Есть вопрос? Напишите нам

Каталог статей

Главная » Статьи » Колумб Российский » Шелехов Г.И.

ВЕЛИКИЙ СИБИРСКИЙ ПУТЬ По маршрутам исследователей И первооткрывателей Аляски

Волков Сергей, 11”Б” школа N 3

                                                                                                    Руководитель Владимирова П.Г.

Впервые название Сибирь появилось на географических картах в 1375 году. Земли, находящиеся за Уралом, привлекали отчаянных россиян. Они шли за Уральский камень звериными тропами, и чтобы не сбиться с дороги, не заблудиться на обратном пути, оставляли топорами метки на деревьях – затесы. Сибирским тесом называли дороги и тропы в Сибири. Так начинался Великий Сибирский путь.

Землепроходцы составляли многочисленные чертежи открытых земель, крупных ре и их притоков, сухопутных переходов с одной реки на другую – так называемых волоков, потому что грузы, а иногда и лодки волокли по земле. Вблизи волоков через водоразделы в стороне от речных систем на северных реках землепроходцы строили остроги.

В 1620 году казак Пенда с отрядом гулящих людей по Чечуйскому волоку вышел через Нижнюю Тунгуску к реке Елюенэ и назвал ее Лена.

            Следом за ним на реку Лена через Илим и Куту вышел Василий Бугор и для сбора ясака оставил на реке Лене два поста: в устье реки Киренги и устье реки Куты, где затем были поставлены остроги Киренск и Усть-Кут.

В1632 году, отправившись в низовья сибирской реки, Петр Бекетов поставил Якутский острог. Постепенно тропы превращались в караванные пути.

В 1689 году была учреждена государственная почта от Москвы на дальневосточную окраину Российской империи. Для этой цели были определены почтовые станки с интервалом в 18-24 версты. Для перевозки почты, грузов использовали вьючных лошадей, быков и даже верблюдов. А в период короткого северного лета плыли по рекам. Почтовые караваны в Сибири ожидали с большим нетерпением.

Значение Сибири для русского государства  все увеличивалось . Со времен Петра I в Сибирь организуются  научные экспедиции для изучения экономики, географии, освоения новых северных земель. Для организации и успешного проведения первой и второй камчатских экспедиций в 1741 году Витусу Берингу было предписано установить поселение вдоль всего транспортного пути с целью обеспечения бесперебойным снабжением экспедиций продовольствием и работными людьми, а также для поддержания нормального состояния тракта.

Таежные и необжитые участки дорог иногда были удалены от населенных пунктов, и неудивительно, что были в плохом состоянии. Во время весенних и осенних распутиц и летних проливных дождей всякое сообщение по дорогам приостанавливалось иногда на недели и месяцы.

В середине XVIII века начали строить Московский тракт. В пределах Сибири Московский тракт проходил от Тюмени через Тобольск, Томск, Енисейск, Иркутск. Его восточная оконечность проходила от Верхне - Удинска до Охотского моря.

С образованием купеческих промысловых компаний с дальними походами к берегам Камчатки, Курильским островам и Аляске значительно увеличился грузопоток по тракту.

В XVII веке для прохода по тракту был введен денежный сбор. Пошлину брали по алтыну с человека: с провозимого товара уплачивалась 10-я часть – с рубля по гривне; с купцов – торговцев крупным рогатым скотом брали роговые и пошерстные по алтыну за лошадь. За провоз денег тоже брали пошлину. Деньги в XVII - XVIII в.в. представляли мелкую серебряную и медную монету. При транспортировке их зашивали в мешки, а мешки укладывали в бочки: в одну бочку входило 6-7 мешков или 7 пудов. За хранение товара брали анбарные деньги. Промышленники и торговые люди везли с Востока на Запад пушнину. Соболь оценивался по рублю. В ясачную казну с одного соболя шло около ста белок или каждый десятый соболь.

            Активно развивалось хлебопашество. Рожь, пшеница, выращенные на берегах Лены, практически обеспечивали потребности населения, проживавшего вдоль тракта. В Усть-Куте, Киренске, Чечуйске, Орлинге закупали хлеб и иные товары, в населенных пунктах Коршуново, Макарово, Дядино и и других были хорошие кузнецы. В Качуге, Жигалово, в Алексеевке были судостроительные верфи для карбазов.

В XVIII веке с развитием и расширением промысла мягкой рухляди – меха морских животных - на Тихом океане, а затем в Северной Америке доставка грузов и корабельного снаряжения велась по следующему маршруту от Иркутска до Качуга по тракту, затем осуществлялся сплав по реке Лене до Якутска, далее по тракту до Юдомы, а затем по р.Алдану, р. Мае до порта Охотск.

Путь был крайне неудобен и труден. По сухопутному пути грузы везли на подводах, на что требовалось до 4000 лошадей, затем перегружали товары на барки, дощаники, карбаза – суда, предназначенные для самосплава. В Якутске их разбирали или при помощи тягловой силы поднимались вверх по течению. Доставка грузов в Охотск порой доходила до 3-4 месяцев.

Из-за трудоемкости затрат цены на товары были очень высоки. Так пуд ржаной муки в европейской части России стоил 50 копеек, а в Охотске 8 рублей. Из-за дальности расстояния товар приходил в негодность, разворовывался, и в порт Охотск доходила малая его часть.

Еще сложнее обстояло дело с перевозкой корабельного снаряжения. Канаты разрезали на куски по 7-8 саженей и по доставке в Охотск соединяли и скрепляли их. Якоря распиливали на несколько частей, а затем вновь сковывали вместе. Из-за этого значительно снижалось качество морского снаряжения.

С 1775 по 1795 г.г. Г.И. Шелехов, создавая и снаряжая промысловые компании, неоднократно проходил и проезжал по этому маршруту в летнее и зимнее время. Возвращаясь из порта Охотск в Иркутск после завершения Северо-Восочной компании вместе с Натальей Алексеевной, он так описывал свое странствие: Из Охотска с женой своею на собаках выехал  февраля 8-го дня, на оленях, а в других местах на лошадях и на быках, перетерпев несказанныя трудности и опасности… оттого что между Тигелем и Инжигою корякские орды казались нам весьма сомнительные… Зима при самых жестких северных ветрах была до чрезвычайности холодная… пурги такие нередко на пустынных местах захватывали, что спасались лежанием в снегу по три и по пять дней, не сходя с места, без воды и не варя пищу. Для утоления жажды за невозможностью развести огня, употребляли снег, а вместо пищи сухари и юколу ( вяленую рыбу), лежавши в снегу грызли. За присталью собак и оленей последний путь от Алдану до Иркутска для поспешности шел пешком и достиг Иркутск апреля 6-го числа в половине дня благополучно. Два месяца длился этот переход от Охотска до Иркутска.

Шелехов не по наслышке знал все тяготы и лишения на Великом Сибирском пути, и как рачительный хозяин он неоднократно предлагал изменить базовое место порта Охотск, создав новый русский порт в южной части Охотского моря, что позволило бы расширить мореплавание нам по Тихому океану дальше нынешних пределов до Кантона, Макао, Филиппин.

Поиск удобных путей транспортного сообщения с дальневосточными границами России вели многие землепроходцы и исследователи. Зять и последователь Г.И. Шелехова Н.П. Резанов предлагал более выгодный маршрут через Балтийское море, минуя мыс Горна или Доброй Надежды к северо-западному побережью Америки. С этой целью была проведена первая кругосветная экспедиция, организованная правительством России и Российско – Американской компанией в 1803 году.

Сухопутный тракт оставался неизменным до конца XIX века. Водный маршрут Усть-Кут – Киренск -Якутск существует и в настоящее время, объединяя Осетровское и Якутское речные пароходства.

Познакомившись с жизнью и деятельностью Г.И. Шелехова, участники объединенного эскпедиционного туристско-краеведческого клуба Наследники решили пройти по Великому Сибирскому пути уже в настоящее время. С 1991 года было проведено 4 больших экспедиции по 30 дней каждая, и пройден маршрут Иркутск – Жигалово - Усть-Кут – Киренск – Якутск - полуостров Камчатка протяженностью свыше 6000 км.

Я был участником трех экспедиций 1991, 1992, 1993 годов. Проведение экспедиций, как и в прежние времена, требовало больших финансовых затрат. Часть средств нам выделила городская администрация, а остальную часть мы зарабатывали сами на субботниках, на уборке и озеленении нашего города. Так, на проведение первой экспедиции потребовалось 140000 рублей. Второй 300000 рублей, а третьей – 8 миллионов. Экспедиции на Аляску, организованные Г.И. Шелеховым обходились ему дешевле. 

Цель наших экспедиций состояла в следующем: пройдя по Великому Сибирскому пути, сопоставить описание маршрутов XVII-XVIII веков с ныне существующими, записать воспоминания старожилов об истории населенных пунктов, рассказать о нашем краеведческом поиске и молодом сибирском городе.

Если в XVIII веке средством передвижения были карбасы и барки, то мы использовали более универсальное средство – большие плоты, основой для которых служили автомобильные камеры. Наша флотилия состояла из пяти экипажей по 12 человек. Каждый экипаж имел свое название и флаг.

На маршруте нас интересовало все – история края, культура, быт местных жителей, обветшалые, чудом сохранившиеся постройки и памятники. Многие деревни, некогда богатого края в настоящее время заброшены и разрушены. Если в XVIII -XIX веках на землях Приленья выращивали пшеницу, ячмень, снабжали продовольствием Дальний Восток и Тихоокеанские экспедиции, то в настоящее время на этих плодородных землях с трудом выращивают зеленку, которая идет на корм скоту. Некогда богатый край пришел в упадок.

Останавливаясь в населенных пунктах, мы проводили встречи с жителями, разговаривали со старожилами. Например, в деревне Назарово, бывшее название Назаровское, Тирских Иннокентий Лаврентьевич рассказывал, что деревня названа в честь братьев Назаровых и основана в 1723 году. В ней было 6 дворов пашенных крестьян. В деревне Марково мы узнали начальное название – Марковское. Основана в 1665 году и названа  по имени сподвижника знаменитого землепроходца  Хабарова  Куприяна Макаровича. В 1723 году в ней было 4 пашенных двора. Мы собрали экспонаты для музея. Вещи, собранные в результате экспедиций, отражают быт, историю и культуру жителей Приленья.

Природа реки Лены сохранила былую красоту. Экипажи экологов вели сбор и описание лекарственных и пищевых растений, вели дневники о влиянии человека на окружающую природу. Пока краеведы и экологи собирали экспонаты и разговаривали со старожилами, остальные участники экспедиции помогали одиноким жителям на приусадебных участках. В результате проведения экспедиций мы познакомились с очень интересными людьми. Учеными, краеведами.

  Краеведческий материал, экспонаты, собранные нами, стали основой для создания в нашем городе музея имени Г.И. Шелехова. Это будет первый музей, посвященный основателю Русской Америки и знаменитой Российско-Американской компании.

Категория: Шелехов Г.И. | Добавил: музей (10.04.2014)
Просмотров: 1596 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0