Приветствую Вас Гость!
Пятница, 03.05.2024, 10:08
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Есть вопрос? Напишите нам

Каталог статей

Главная » Статьи » Колумб Российский » Русская Америка и РАК

РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВИЯ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ

                                                                                                                  Позднякович Наталья

                                                                                                                         Уч-ца 11А, шк.N2

                                                                                                      Руководитель Куницын М.Ф.

Официально основание православной церкви в Северной Америке относится к осени, 24 сентября 1794 года, когда в Павловскую гавань на острове Кадьяк прибыла православная миссия во главе с архимандритом Иоасафом. Членами миссии были следующие духовные лица: монахи Макарий( Матвей Алексадров), Ювеналий (Яков Говорухин), Афанасий (Антоний Михайлов), иеродьяконы Нектарий (Федор Панов) и Стефан (Михаил Говорухин), а также два простых монаха Иоасаф и Герман. Особенно прославился отец Герман Аляскинский, уже в наше время – 9 августа 1970 года – канонизированный русской православной церковью за рубежом и ставший таким образом первым православным святым в Америке.

Сразу же после прибытия миссионеры приступили к просвещению и крещению местных жителей. В качестве переводчика выступал тобольский купец Осип Прянишников, находившийся при миссии с 24 сентября 1794 года по 9 мая 1795 года он всеми кадьякскими жителями издавна любим и почитаем за его добропорядочную жизнь и ласковое с ними обращение. В результате в течение года были крещены 6740 человек и осуществлено 1573 бракосочетаний, а в 1796 году на американской земле открылся первый православный храм – церковь Вознесения на острове Кадьяк.

Не оспаривая огромного значения деятельности миссии архимандрита Иоасафа и обоснованности празднования 200-летия православия в Америке именно в 1994 году, хотелось бы обратить внимание на многочисленные факты более раннего распространения православия в Северной Америке. Хорошо известно, что с началами христианской религии местных жителей знакомил и Г.И.Шелехов, о чем он и сообщал в своем отчете о странствованиях с 1783 по 1787 год из Охотска по восточному океану и Американским берегам, изданном в Санкт-Петербурге еще в 1791 году.

Сделал я опыт рассказать им, сколько можно простее и внятнее, о христианском законе, а как увидел величайшее их в том любопытство, то и захотел я воспользоваться сим случаем. И потому я начал любопытствующим в часы свободные преподавать точное понятие о нашем законе и до истинного доводить пути, чем и зажег их сердца; словом до выезду  еще моего сделал христианами 40 человек, кои крещены были с такими обрядами, кои позволяют без священника.

Есть основания предполагать, что распространение православия в русских владениях в Америке совпадают по времени с процессом открытия и освоения Алеутских островов и американского побережья русскими купцами, промышленниками мореплавателями, поскольку подавляющее большинство были православными.

В литературе встречаются упоминания, что первую православную литургию по случаю открытия северо-западного побережья Америки на борту пакетбота Св. Петр под командованием В. Беринга осуществили священнослужители Илларион Трусов и Игнатий Козыревский в праздник Св. Ильи 20 июля 1741 года.

Таким образом Голиков и Шелехов имели серьезные основания для обращения в 1793г. к митрополиту Санкт-Петербургскому Гавриилу с просьбой прислать в Северную Америку мирского священника и учредить на Кадьяке православную церковь. В этом же письме они сообщили, что для детей островных жителей заведено за счет компании училище, в котором…  такие успехи показаны учащимися, что и от национальных юношей ожидать более нельзя. Именно на основании этого обращения была послана  миссия во главе с архимандритом Иоасафом, быстрый успех которой в просвещении и христианизации объясняется тем, что местные жители были уже подготовлены к принятию православия более или менее постоянным – начиная с середины XVIII века - общением с русскими купцами, промышленниками и мореходами.

В 1987 году исполнилось 150 лет со дня смерти одного их первых православных миссионеров на Аляске Германа Аляскинского, приехавшего с первой миссией, скончавшегося на Еловом острове, на Аляске, в 1837 году. Герман прожил в, так называемой, Русской Америке 43 года, сначала на острове Кадьяк, а затем на небольшом Еловом острове, недалеко от Кадьяка. Мало кому, вероятно, известно, что он был первым человеком на Аляске, серьезно занимавшимся опытами внедрения и распространения земледелия, до него не знакомого туземцам. Главной же обязанностью инока Германа, как члена первой духовной миссии на Аляске, было обслужить духовные нужды не только русских служащих Российско – Американской компании, но и новообращенных православных алеутов и индейцев. Герман всячески старался защитить туземцев от самоуправства администрации. Преподобный Герман стал для них (туземцев) истинным добрым пастырем и защищал их, как мог, от злых  хищных людей, которые видели в островитянах только объект для жестоких вымогательств и насилия.

Инок Герма родился в 1757 году в купеческой семье города Серпухова, недалеко от Москвы. 16-ти лет от роду поступил послушником в Пероцкий монастырь под Петербургом, где пробыл 6 лет. В монастыре он принял иноческий постриг и в 1783 году перешел в знаменитый Вааламский монастырь на Ладоге. В 1794 году, когда настоятель Вааламского монастыря игумен Назарий отбирал иноков для духовной миссии в Америку, его выбор пал и на инока Германа. Многогранна была деятельность инока Германа в Русской Америке. Он не гнушался самой простой физической работы: работал в пекарне миссии, на огороде. Когда после эпидемии многие дети остались сиротами, он основал на Еловом острове приют для сирот. С течением времени, когда на плечи инока Германа была возложена миссионерская и священническая деятельность в колонии, он привлек к себе даже самого главного правителя Русской Америки Баранова, который вначале враждебно относился к миссии. Дружеские и даже сердечные отношения между Германом и Барановым продолжались до конца службы Баранова в Америке и отъезда его из колонии. Старца Германа знали, уважали и любили не только местные жители, но его ценили и высшие духовные власти. Два раза духовная администрация предлагала Герману посвятить его в иеромонахи, а позже даже был предложен сан архимандрита. В этом высоком духовном сане предполагалось перевести его на новый, более ответственный пост в Российскую духовную миссию в Пекине. Смиренный Герман отказался от почестей и повышений и до конца дней остался на Аляске простым монахом. Люди, знавшие Германа, называли его провидцем. Переселившись на Еловый остров с Кадьяка  в 1823 г., инок Герман первое время жил в пещере, которую вырыл собственными руками. Слава о его святости быстро распространилась даже по всей Русской Америке, особенно среди новообращенных православных алеутов и индейцев. К нему стали приезжать за советами и утешениями. Многие стали считать его святым человеком. Позже инок Герман построил себе деревянную келью, в которой и прожил до конца дней своих. Свой Еловый остров он любил называть Новый Валаам, по своей привязанности к Валаамскому монастырю. Здесь, на Еловом острове, все напоминало ему Валаам .

Скончался старец на 81 году жизни 13/25 декабря 1837 года, оставив среди туземного населения память о себе, как о святом человеке, охотно помогавшим всем приходящим к нему как советом, так и делом. До сих пор православное население Аляски чтит память старца Германа и в трудные минуты ищет совета и помощи в своих молитвах ему.

9 августа 1970 года на Аляске состоялось прославление инока Германа и канонизация праведного апостола – просветителя Аляски, ставшего первым православным святым Америки.

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения когда-то священника - миссионера на Аляске Иоанна Вениаминова, впоследствии достигшего вершины церковной иерархии и ставшего Митрополитом Иннокентием Московским и Коломенским. Несравненны и необычайны заслуги священника отца Иоанна на миссионерском поприще на острове Уналашка, а позже и в столице Русской Америки, в городе Ново-Архангельске на острове Ситка. Позднее, уже в сане епископа новосозданной епархии Алеутской, Камчатской и Курильской, епископ Иннокентий еще более прославился не только широким внедрением православного христианства среди язычного населения Алеутских островов и Аляски (алеутов и индейцев), но и широким распространением скромного образования среди туземного населения. Недаром этого скромного миссионера стали называть апостолом Аляски. Несмотря на то, что он построил храмы и часовни, необходимо отличать также и его другую деятельность – научно-исследовательскую работу этнографа и лингвиста, - которая принесла ему международное признание и славу.

Митрополит Иннокентий родился 26 августа 1797 года в семье бедного пономаря села Ангинское в Иркутской губернии Евсевия Попова, и был назван Иваном. В пятилетнем возрасте он лишился отца, и заботу о нем принял на себя его дядя, диакон Дмитрий Попов, научивший мальчика грамоте. В девятилетнем возрасте Иван был привезен в Иркутск. Где был принят в Иркутскую семинарию против желания матери, пытавшейся устроить его пономарем на место покойного отца и сделать кормильцем семьи. Жизнь и учение в семинарии были нелегкими для бедного семинариста, питался он весьма скудно (учился хорошо). Иван провел в семинарии 11 лет; достиг блестящих успехов, и как лучший ученик имел возможность поступить в Московскую духовную академию. Однако, за год до окончания семинарии, в 1817 году, он женился на дочери священника, Екатерине Ивановне, и в тот же год был посвящен в сан диакона, с причислением его к Благовещенской церкви в городе  Иркутске. Этот шаг изменил жизненный путь отца Иоанна. Он пошел по пути смиренного приходского диакона, а затем священника, на этот путь привел его к миссионерской и научной работе на Аляске и затем к блестящему  положению на вершине церковной иерархии в Москве. Еще в то время, когда Иван Попов учился в семинарии, администрация переменила его фамилию на более благозвучную – Вениаминов, в честь епископа Вениамина Иркутского, скончавшегося в 1814 году. 18 мая 1821 году диакон Иоанн Вениаминов был рукоположен в сан священника. А через два года он принял предложение епархиального архиерея отправиться в Русскую Америку для проведения там христианства. Отец Иоанн дал свое согласие поехать священником на Алеутские острова. Поездка в Америку в то время была нелегкой. Вместе с ним уехала его жена с новорожденным сыном Иннокентием, мать и 19-летний брат Стефан, также на службу – псаломщиком и учителем в Аляскинскую миссию. Он прибыл на остров, место своего нового служения, 29 июля 1824 гоа. Отец Иоанн призван был вести миссионерскую работу не только среди алеутов Уналашки, но  на подведомственных ему Лисьих и Прибыловых островах, а также на Михайловском редуте на материке. По приезду отец Иоанн принялся за постройку дома для семьи,закончив дом, принялся за сооружение  нового храма на острове вместо старой полуразрушенной часовни. Строительство было закончено в 1826 году, и только 20 июня 1826 года церковь была освещена во имя Вознесения Господня. Эта церковь была настоящим большим храмом, в котором всю внутреннюю отделку выполнил сам отец Иоанн. Позже отец Иоанн построил часовню  в удаленном селении Умнак. Им также было построено училище для мальчиков. В продолжение 10 лет, что он жил на острове, он кроме энергичной миссионерской работы вел также и научные исследования – изучал климат и знания населения, образ и повадки морских котиков, то есть вел работу сразу в нескольких областях знания. Он совершал поездки на утлых суденышках по островам. Изучая местные языки, наречия, производя доступные исследования. Знание языков позволяло ему вести миссионерскую работу на родном языке алеутов. Через пять лет после прибытия на Уналашку появился его новый труд: перевод на алеутско-лисьевский язык Катехизиса Евангелия от Матфея.

Труды и подвиги отца  Иоанна Вениаминова не моли остаться незамеченными со стороны начальства, и он был награжден наперсным крестом. Потом его перевели на остров Ситка, в Новоархангельский порт, для просвещения другого народа – колошей.

Отец Иоанн стал прилежно изучать язык колошей и их быт, уже потом принялся за проповедование Слова Божьего. Он часто беседовал с паствой в церкви, а в свободное время заходил к ним в жилища и там поучал их вере православной. И колоши  полюбили своего проповедника. Проживая среди колошей, отец Иоанн писал для них проповеди на их языке и переводил для них священные книги, что сильно помогло распространению православия среди них. Число христиан в том краю увеличивалось с изумительной быстротой. На острове Ситка отец Иоанн пробыл пять лет. Вся пятнадцатилетняя проповедческая деятельность, сперва на острове Уналашка. А потом на Ситке, отличались тем же рвением, которое издревле прославило проповедников Евангелия. Он всегда осторожно принимался за дело и тем привлекал к себе грубые сердца дикарей; старался более убеждать, чем принуждать, и терпеливо выжидать добровольного желания креститься. Для детей он устраивал школы, где проповедовал по учебникам, составленным им самим. Кроме просвещения светом Евангелия, он обучал туземцев разным мастерствам: кузнечному делу, научил их прививать оспу. Дикари полюбили его, и, поистине, он был их благодетелем и наставником. Многолетняя опытность в деле распространения Слова Божьего убедила проповедника в том, что при большом числе окрещенных трудно поддерживать дух христианства в той стране при разбросанности туземных поселений. Для этого нужна была постоянная проповедь,  что однако же было невозможно из-за малочисленности священников и недостатка средств. Удаление этих причин, мешавших успеху проповедничества, зависело от начальства. И вот отец Иоанн решился отправиться с этой целью в Петербург. Ему нужно было спросить о разрешении, напечатать его переводы священных книг на алеутский язык. Приняв такое решение, отец Иоанн взял отпуск, отправил жену и детей в Иркутск, на родину, и 8 ноября 1838 года отплыл с острова Ситка на кругосветном корабле . 25 июня 1839 г. он прибыл в Петербург, подал свою просьбу на рассмотрение и утверждение Святейшего Синода. Между тем состоялось постановление Святейшего Синода об устроении отдельной епархии на Алеутских островах и посвящения Иннокентия в епископы. 10 января 1841 года преосвященный Иннокентий выехал из Петербурга к месту своего служения на остров Ситка в Ново-Архангельск, где было назначено главное его местопребывание. Проездом он заехал в Иркутск, посетил Благовещенскую церковь, где прежде служил священником, и совершил там литургию с благодарственным молебствием. Заехал на место своего рождения в село Ангинское, заходил в избу, в которой родился и вырос, посетил своих старых знакомых, и, отслужив молебен, пустился в дальний путь. 27 сентября 1841 года Иннокентий благополучно прибыл на остров Ситка в Новоархангельский порт.

Прожив в Ново-Архангельске по приезде своем туда не долее семи месяцев, преосвященный Иннокентий отправился обозревать свою епархию и 4 мая 1842г., на корабле отплыл с острова Ситка. На каждом острове, в каждой деревне, куда не приезжал преосвященный Иннокентий, жители принимали его с величайшим торжеством и радостью, и нигде он не оставлял жителей без архипастырского назидания. 18 августа 1842 г. он прибыл на Камчатку в Петропавловский порт и затем благополучно возвратился в Ново-Архангельск, где занялся управлением и устроением своей юной епархии. Таких поездок было три.

В 1850 г. за последние труды епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа. А 25 мая 1868 г. огласивший всю Москву колокольный звон возвестил о прибытии в столицу ее нового архипастыря. На другой день высокопреосвященный Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, совершил свое вступление в Большой Успенский Собор. Ему уже было более 70 лет, он был исполнен сил и рвения к деятельности. Войдя в управление новой епархией, он своими стараниями принес много пользы, заботясь о нуждах подведомственной ему паствы. Он устроил богадельни для вдов и сирот, основал различные благотворительные общества, старался о народном образовании, присутствовал в  Святейшем Синоде, принимая участие в духовном управлении всей Россией. Но среди всех пастырских трудов и забот старость и недуги телесные уже сильно давали о себе знать. Наконец болезнь совсем осилила его, а 31 марта в 2 часа ночи Иннокентия не стало.

Русская Америка являлась частью Российской империи на протяжении более 100 лет. Это были обширные земли, куда входили Алеутские острова, Аляска, селение Росс в Калифорнии. Русские люди принесли туда православную веру. Влияние православия на духовную жизнь сохранилось до сих пор, причем не только на Аляске, но и во всей Америке. В настоящее время только в Северной Америке насчитывается около шести миллионов православных христиан. Это одно из самых распространенных вероисповеданий в Америке. В 1994 году состоялось 200-летие православия в Америке.

 

Категория: Русская Америка и РАК | Добавил: музей (10.04.2014)
Просмотров: 1242 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0