Приветствую Вас Гость!
Пятница, 26.04.2024, 02:06
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Есть вопрос? Напишите нам

Каталог статей

Главная » Статьи » Исторические чтения » Исторические чтенияю Сборник материало 2003-2006

«Славное море – священный Байкал» Байкал в творчестве сибирских поэтов.

Шевцова Олеся

Школа № 8, 9 класс

Руководитель: Чукавина А.Ю.

 

С Иркутском, древней столицей Восточной Сибири, связаны судьбы многих крупных поэтов страны – они здесь родились, а потом жизнь разнесла их в дальние дали, другие навсегда остались верны отчему краю.

Удивительна наша Сибирь! Если тайга – то безбрежная, река – то через весь континент, если озеро – то самое глубокое на планете, если человек – то самый выносливый.

Все черты сибирского характера развиты благодаря суровому климату, красоте края и удивительному озеру Байкал, которое заряжает нас энергией.

«Славное море – священный Байкал» - вот, что первое приходит на ум при упоминании об озере. К своему стыду, я думала, что это русская народная песня. Но, проведя социологический опрос, выяснила, что из ста человек респондентов 76% считают так же, 15% - авторство приписывают Денису Давыдову, а остальные не знают ответа на этот вопрос.

Интересна судьба поэта. Дмитрий Павлович Давыдов родился весной 1811 года в семье учителя в Ачинске. Есть другая версия: Дмитрий родился в г. Каинске Томской губернии. Получил хорошее домашнее образование, которое пополнял всю жизнь упорным трудом. Давыдовы жили небогато, Дмитрий уже в 15 лет работал канцеляристом Ачинского окружного суда и экзамены сдавал экстерном в Иркутской гимназии, которую окончил с отличием и был назначен учителем 1-го класса Троицкославского уездного училища (1830-1833 гг.).

Имел возможность держать экзамены в Москве на степень кандидата физико-математических  наук, но остался в сибирской глуши обучать неграмотное население. В 1833 году Давыдова по его просьбе переводят учителем Якутского уездного училища. Здесь он продолжал свои занятия физико-математическими науками и писал стихи:

Морозами во льдину превращенный,

Меня качал Восточный океан,

И восходил на Хаман – Дабан.

В 1848-1860 он был смотрителем училищ Верхнеудинского округа. В это время он много путешествует по Забайкалью, изучает местный фольклор, занимается этнографическими и археологическими поисками. В одну из таких поездок он в 1847 году в Баргузине познакомился со ссыльным декабристом Михаилом Бестужевым. Давыдов проводил геометрические метеорологические исследования на территории Якутии, пробивал шурфы, бурил артезианские колодцы. Результаты этих исследований получили высокую оценку в научной среде. Он ставил химические опыты, а результатом многих экспедиций от Северного Ледовитого океана до южного Забайкалья стал русско-бурятский словарь, к сожалению, не сохранившийся.

В декабре 1859 года Давыдов выходит в отставку и переезжает в Иркутск. Вскоре его неожиданно сразил тяжелый недуг: он был 8 лет прикован к постели, ослеп. Постепенно здоровье восстановилось, но зрения поэт лишился навсегда. Он прожил впотьмах около 30 лет. В 1879 году переселяется в Тобольск, где проводит последние годы жизни, занимаясь научным и литературным трудом. Умер Дмитрий Павлович Давыдов 1 июня 1888 года. К, сожалению, большая часть наследия Давыдова сгорела во время пожара в Якутске. А в 1870 году, в период сильного наводнения в Иркутске, в затопленной квартире поэта погибли его вещи, книги, бумаги, в том числе рукопись поэмы о Ермаке. Поэтому на сегодняшний день материалы о творчестве и деятельности Дмитрия Давыдова так скудны. Они остались в воспоминаниях современников и в архивах.

Одним из великих произведений, дошедших до нас, является песня «Славное море – священный Байкал». Впервые стихотворение было напечатано в петербургской газете «Золотое руно» за 1858 год, и называлось оно «Думы беглеца на Байкале». Давыдов хорошо изучил природу и норов великого озера, близко познакомился с жизнью и бытом прибайкальских жителей, многие из которых пришли в Сибирь в партиях колодников и ссыльнопоселенцев. Их рассказы об ужасах акатуйских рудников, об отчаянных беглецах из Нерчинской каторги подсказали сюжет и навеяли образы «Дум». Публикации их в «Золотом руне» Дмитрий Павлович предпослал такое пояснение: «Беглецы из заводов и поселений вообще известны под именем «прохожих». Они с необыкновенной смелостью преодолевают естественные препятствия в дороге: идут через хребты гор, через болота, переплывают огромные реки на каком-нибудь обломке дерева, и были случаи, что они рисковали переплывать Байкал в бочках, которые иногда находят на берегу моря…»

Для того, чтобы оказаться в интересующей вас точке Вселенной, достаточно быть поэтом. Видимо, поэтому у шумного Игоря Северянина, никогда не бывавшего за Уралом, но настолько вдохновленного стихами Давыдова, есть милое, редко вспоминаемое стихотворение «Байкал». Поэт включил его в книгу «Классическая роза», вышедшую в 1931 году в Белграде. О чем оно?

Это стихотворение поведает читателю, что Байкал – озеро, сплошь покрытое тайнами, которые человек не в силах разгадать «увидеть – не значит узнать».

Каким же раскрывается Байкал в поэзии? В стихах читатель может встретить Байкал в образе грозного старца, кормильца и спасителя, воспитателя, вырастившего сильный и волевой народ.

Самым известным поэтом, прославляющим озеро, является Анатолий Сергеевич Ольхон (Пестюхин). Он родился 11 марта 1903 года в городе Вологде. Стихи Ольхона отличаются мягкими поэтическими красками, задушевной искренностью, напевностью. Его позия населена людьми, закаленными трудами и суровой природой. Это – охотники и рыбаки, пахари и оленеводы, лесорубы и геологи, летчики и шоферы. С большой любовью и выразительностью автор рисует образы смелых и мужественных сибиряков, облик природы нашего края. Люди, живущие вокруг озера – одна из самых ярких тем Ольхона.

Иннокентий Степанович Луговской родился в 1904 году в Забайкалье. С 1924 года работал в газете, а в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом фронтовой газеты. Стихи Луговского всегда «густо заселены» людьми, событиями. Возле тихого Байкала вспоминает он товарищей своих, и великое море разделяет его грусть, и отражаются звезды в воде, как капельки слез.

Вот он Байкал! Молодой и вечный!

…Молнией ли расцвечен,

Зарею ли тихого дня,

Ты вечен, Байкал…

Изяслав Лившиц – главный врач Иркутского городского Центра народной медицины. Он – автор 14-ти изданий, выпущенный в свет миллионным тиражом. Это научные, научно-популярные и поэтические книги.

«Мой Байкал» - стихотворение, призывающее людей сохранить самый дорогой алмаз Земли. Здесь и благодарность озеру, укор и наставление потомкам:

Я снова пригоршнями пью святую воду.

Спасибо за добро, седой Байкал.

…Потомки, Вас я заклинаю трижды,

Любите и храните мой Байкал.

 

Почему мы все чаще слышим эти слова? Почему ни Д.Давыдов, ни А.Ольхон не произносили их? Да все потому, что во времена их творческого роста не было проблемы экологии. Не так «нагло» загрязняли прекрасные воды нашего озера. А сейчас это одна из актуальных тем, не оставившая равнодушными и поэтов. Они пытаются с помощью пера повлиять на тех, кто уничтожает красоты, губит чистоту и жизнь Байкала.

Об этом предостерегает нас А.Вознесенский. Мы должны прислушаться к зову сердца, мы не хотим, чтоб про нас говорили: «Эти, Байкал загубили которые…». Да, «Совесть народа должна быть чистой». «Надо, чтобы никто никогда не сказал: «Мертвое море – священный Байкал»». Эта проблема волнует не только взрослых, но и детей.

Душа человека – это неисчерпаемый запас добра, сострадания, любви и …зла. Она способна заставить человека сделать невыполнимое. Именно душа человека ввергает его в состояние, при котором рождаются стихи.

Людям, живущим вблизи Байкала, надо не только покорять его беспощадно и брать энергию и силу. Надо заботиться о нем. 

Категория: Исторические чтенияю Сборник материало 2003-2006 | Добавил: музей (16.12.2014)
Просмотров: 2139 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0