Приветствую Вас Гость!
Вторник, 31.01.2023, 07:40
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Оцените сайт музея
Всего ответов: 150

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Каталог статей

Главная » Статьи » Исторические чтения » Исторические чтенияю Сборник материало 2003-2006

Что в имени твоем?

Полякова Алена

Школа№ 11, 5 класс

Руководитель: Толстикова Н.А. 

 

Каждый человек хоть однажды задумывался над тем, откуда произошла его фамилия, название села, где он живет, когда и кем был построен первый дом в деревне. На отдельных дорожных указателях мы нередко видели, что слово Введенщина написано с одной буквой «в». Краеведы старшего поколения обратились к архивам, научно-популярной литературе о Сибири и вот что узнали.

В легенде о седом Байкале и его дочери красавице Ангаре мы встречаемся с богатырем Енисеем, к которому убежала непокорная Ангара. Но в этой же легенде говорится еще и о юноше по имени Иркут, который тоже полюбил  Ангару и хотел взять ее в жены. И когда был Иркут уже почти у цели, он узнает, что Ангара убежала. Он бросился вдогонку. В ярости он начал расшвыривать камни. И здесь, в местах его отчаянного сражения со скалами, преграждающими ему дорогу, и возникли села – Баклаши, Введенщина, Моты, Шаманка. Конечно, в легенде не говорится об этих селах, но можно предположить, глядя на своенравное течение реки, по берегам которой застыли причудливые очертания скал.

По бурятским сказаниям «Эрху» - Иркут – капризный, избалованный, т.е. река с капризным режимом, что полностью соответствует истине. Иркут склонен к частым разливам и наводнениям. Так гласит легенда. Архивные данные утверждают, что село существует почти 300 лет.

Первоначальное название села, наиболее часто упоминающееся в архивных документах – Верх-Иркутская слобода, Верхнее-Иркутское селение, Введенское селение.

Откуда же пошло наше село?

17 век – время освоения Сибири. Казаки-первопроходцы обживали новые места, принося пользу Отечеству. Помогала им в этом церковь. Земли, на которых в 17 веке возникло село, принадлежали Знаменскому и Вознесенскому монастырям, которые «прибирали для работы гулящих людей, крестьян и новокрещенных из бурят и эвенков». Монастырским поселениям обычно давали названия, относящиеся к православным праздникам. Ежегодно 4 декабря отмечается христианский праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Это событие – день Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Присно-девы Марии – христианская церковь отмечает как один из великих праздников. В честь его и назвали наше село.

Народ сохранил в названии дня только первое слово – «введение», соотнося его не столько с богородицей, сколько с понятием начала, ввода, что совпадало с вступлением зимы в свои права.

 Введенье пришло – зиму привело.

Введенские морозы зиму не ставят.

С начала зимы жили ожиданием зимних праздников и поэтому стремились узнать, какая погода выпадет на праздничное время. И подметили вот что:

Во Введенье мороз – все праздники морозны, тепло – все праздники теплы.

На Введенье делались пробные выезды на санях. Право начать зимние гулянья отводилось молодоженам. Молодая наряжалась в лучшие одежды, а молодой муж, подпоясанный ярким кушаком, лихо правил лошадьми. Обряд так и назывался – «казать молодую».

В этот день открывались Введенские ярмарки и торги.

Название, которое носит село, дали сначала церкви. В архивных документах она упоминается как Верх-Иркутская Введенская церковь. Известно, что первое здание церкви сгорело. Точное время ее построения неизвестно.

Церковь в Введенской слободе была единственной на всю округу, и поэтому в 17-19 вв. село играло более важную роль, чем сейчас. Здесь первой открылась церковно-приходская школа, и жителей здесь было намного больше, чем в соседних селах. Чтобы вместить всех желающих, Введенская церковь должна была занимать достаточно обширную площадь, т.к. люди съезжались в дни престольных праздников, свадеб и других торжеств.

Старейшие жительницы села Евдокия Степановна Васильева и Мария Павловна Блинова вспоминают: «Церковь имела вытянутую форму и должна была представлять собой корабль, на котором люди уплывут в царствие небесное, и стояло не вдоль улицы, а было направлено на восток».

Селение Введенское играло важную роль в установлении транспортных связей с Забайкальем, с Монголией. Здесь проходил Кругобайкальский тракт, и Введенщина была первой почтовой станцией на пути из Иркутска. Этот дом по улице Мира, 35 сохранился в несколько измененном виде до сих пор, в данное время является учительской квартирой. Этот дом примечателен еще и тем, что являлся родовым гнездом нашего героя-земляка Анатолия Шульгина, который воевал в составе партизанского отряда «Буревестник», и о котором написаны две книги.

В 1839-40 годах здесь жил на поселении декабрист Александр Николаевич Сутгоф. А 4 декабря считается теперь днем рождения села.

 

Категория: Исторические чтенияю Сборник материало 2003-2006 | Добавил: музей (16.12.2014)
Просмотров: 555 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0