Приветствую Вас Гость!
Пятница, 26.04.2024, 20:37
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Есть вопрос? Напишите нам

Каталог статей

Главная » Статьи » Исторические чтения » Исторические чтения Сборник материалов 1995 г

ПАМЯТНИКИ ИРКУТСКА, СВЯЗАННЫЕ С РУССКОЙ АМ

Иркутяне сыграли большую роль в освоении Русской Америки. Известно свыше 20 иркутских купцов и промышленников, многие десятки матросов и служителей компаний, создавшихся в XVIII – XIX вв. Среди семнадцати купцов, подписавших в 1799 г. Акт об организации  “ Американской соединенной компании”, четырнадцать иркутяне. Попытаемся назвать важнейшие задания и памятные места города, бывшие немыми свидетелями освоения Аляски и Алеутских островов сибиряками.

   На средства иркутских промышленников было построено несколько городских церквей в XVIII в.  Иркутский купец Емельян Югов в 1738 г. жертвуют средства на сооружение деревянной Харлампевской церкви в Иркутске. Спустя 12 лет он строит бот  “Св. Иоанн” и с экипажем 27 человек выходит в океан. Однако бурей его судно было прибито к берегам Камчатки, и зиму 1750-1751 г. команда провела на этом полуострове. С наступлением теплых дней Югов на этом корабле снова выходит в море. Экспедиция была долгой и трудной, но закончилась большим успехом. Проведя в море три года, промышленники вернулись в июле 1754 г. с огромной добычей, привезя более 10 тыс. шкурок голубых песцов и морских зверей. 1/

 

1/ Берх В. Хронологическая история открытия Алеутских островов или подвиги российского купечества… СПб., 1829, с.21

 

  Вояж Югова послужил толчком для активного строительства кораблей мореходами, которые поняли, что Алеутские острова могут принести сказочные богатства. Что же касается самого Югова, то для него удачный промысел обернулся трагедией. Недалеко от Камчатки он заболел и умер на острове Беринга.

   Спустя два десятилетия построенную Юговым деревянную церковь решили заменить каменной. Новую церковь возвели на том же месте в 1777-1779 гг., “на капитал, якобы хранившийся еще от построения деревянной Емельяна Югова 669 р. И вновь для каменной Василием Балакшиным пожертвовано 15 тыс. руб.”, - говорится в Иркутской летописи. Таким образом, для создания каменной, стоящей и ныне, церкви, были использованы деньги и Югова, и другого иркутского купца, Балавкшина, тоже совершавшего морские путешествия, но уже в 70-х гг. XVIII в.

    Важно и другое. Лица, на средства которых строились церкви, нередко влияли на выбор проекта храма, его внешний и внутренний вид. Очевидно, так было дело и в этом случае. Любопытная особенность этого массивного, величественного здания-картуши /декоративный элемент в виде щита или свитка с закрученными краями/ первого этажа. А картуш, по мнению искусствоведов, для русской архитектуры XVIII в. “является символом мореплавания и открытий…: он перекочевал на стены храмов с мореходной карты.”2/  По-видимому, архитектор учел соответствующее положение купца- морехода Балакшина.

 В морские промыслы на Тихом океане успешно включился богатый иркутский купец Иван Бечевин. В 1760 г. им был снаряжен корабль “Св. Гавриил”, значительно более крупный, чем те, которые плавали от русских берегов в Тихом океане. Его длина по килю составляла 19 метров. На судне было 42 русских промышленника и 20 камчадалов. Сам Бечевин в этом плавании, скорее всего, не участвовал.

   Путешествие изобиловало драматическими эпизодами. Часть русских совершали насилия над алеутами, поэтому алеуты в отместку убили несколько членов экипажа. Возвратился корабль с полными трюмами, и состояние Бечевина вновь увеличилось. Часть своего капитала купец выделил на строительство церквей. На его средства воздвигли Тихвинскую церковь /заложена в 1754 г./, одну из самых крупных в городе. Сам Бечевин жил около этой церкви и был позднее в ней похоронен. 3/ Им же были выделены деньги на сооружение Знаменской каменной церкви, строившейся с 1757 по 1790 г.

   Жизнь Бечевина закончилась печально. Так как он слыл самым богатым из иркутских купцов, приехавший из Петербурга следователь-сатрап П.Н.Крылов истязаниями добивался от Бечевина признания в краже денег. Бечевин умер под пытками 13 декабря 1759 г. Тихвинская церковь была в XX в разрушена советскими администраторами, и на этом месте находится теперь объединение “Востсибуголь” .

   Что же касается Знаменского монастыря, то кроме церкви, построенной на деньги Бечевина, в нем находится еще знаменитый памятник Г.И.Шелихову из

 

2/ Памятники истории и культуры Иркутска. Иркутск, 1993, с.394.

3/ Иркутск, его место и значение в истории и культурном развитии Сибири. М., 1891, с.11.

 

Мрамора, поставленный его женой в 1800 г., через пять лет после смерти мужа. Так как памятник этот хорошо известен, описывать его необходимости нет. Менее известно, что жена мореплавателя, Наталья Алексеевна, выделила средства и на постройку каменной ограды монастыря /которая сохранилась до нашего времени/. Об этом рассказывает “Иркутская летопись” под 1795 г.

   Тюменский, а потом иркутский, купец Яков Яковлевич Протасов много раз, вместе с компаньонами, посылал суда на Алеутские острова – с 1761 по 1791 гг. Первое его судно, “ Иоанн”, было сожжено на острове Уналашке, а команда его – перебита. Зато корабль “Св. Зосима и Савватий”, плававший три раза, каждый раз возвращался с ценным грузом. “Иркутская летопись” сообщает, что в 1775 г. на средства Протасова строилась каменная Владимирская церковь, стоявшая недалеко от въезда в город с Московского тракта. Она находится в начале ул.Декабрьских событий, сильно изменена, но будет отреставрирована.

   Две сохранившиеся церкви напоминают нам о священнослужителях Аляски. В Богоявленском соборе был рукоположен в сан епископа Кадьякского, викария  Иркутского, миссионер Иосаф  /1799 г./. До этого он несколько лет успешно распространял православие среди алеутов и даже открыл училище. После рукоположения Иосаф в том же 1799 г. вновь направился в Америку. Однако корабль, на котором плыл Иосаф и его спутники, пропал, видимо, разбитый бурей. Никто из его команды и пассажиров не спасся. Спустя полвека, 27 марта 1859 г., в этом же соборе, как сообщает “Иркутская летопись” было совершено наречение в епископы первого Новоархангельского архиерея Петра Екатериниского, викария Камчатской епархии.

   В Богоявленском же соборе несколько раз служил во время своих приездов в Иркутск знаменитый миссионер, “ апостол Аляски”, Иннокентий Вениаминов, тсавший под конец жизнимитрополитом Московским и Коломенским. Так было в 1841, 1854, 1859, 1868 гг. Особенно интересен следующий факт: 11 апреля 1854 г. на заутрени Иннокентий вместе с архиепископом иркутским Афанасием читал в соборе Евангелие на 11 языках, в том числе – на бурятском, якутском, алеутском. Таким образом, алеутская речь как вполне равноправная, прозвучала в иркутском кафедральном соборе. 4/

   Бывая в Иркутске, Иннокентий Вениаминов каждый раз вел службу во Входо-Иерусалимской церкви, так как рядом, на Иерусалимском кладбище, была похоронена его жена, Екатерина Ивановна, умершая 25 ноября 1839 г.

   Сохранилось двухэтажное каменное здание Иркутской семинарии. Оно является ныне одним из корпусов Педагогического института и примыкает к его главному четырехэтажному корпусу. В этом здании будущий митрополит провел 11 лет, обучаясь здесь с 1807 по 1818 гг., а после несколько лет преподавал здесь же церковное пение. Эту же семинарию окончил Петр Степанович Литвинцев, уроженец Иркутска. С 1840 по 1859 гг. он был священником в Русской Америке, затем

 

4/ Струев В.В. Воспоминания о Сибири. 1848-1854 гг. СПб., 1889, с.174;  “Иркутская летопись”, с.327.

 

переехал в Николаевск на Амуре, где и умер в 1864 г.  / “Иркутская летопись”, с. 158/.

    С новым заданием  Иркутской духовной семинарии связана жизнь уже упомянутого Петра Екатерининского, который перед отъездом на Аляску был инспектором этой семинарии. Теперь в этом здании /ул. Красноказачья, 10-а/  - ПТУ N 46.

   На Иерусалимском кладбище, кроме жены Вениаминова, погреден еще один человек, трудившийся в Америке. Это купец 3-й гильдии Сидор Артемьевич Шелихов, родственник Г.И.Шелихова, уроженец г.Рыльска. В молодости он вместе с Шелиховым находился в Русской Америке, затем управлял его делами в Охотске, “после его смерти выехал в Иркутск, открыл свои торговые дела и построил в Иркутске два деревянных дома”, - сообщает “Иркутская летопись” о его смерти в 1840 г. /с. 269/.

    Памятником большого значения является здание  Иркутской конторы Российско-Американской компании, построенное, видимо, в 1800 г. /ул. Сурикова, 24/. Это двухэтажное каменное здание с высокими потолками, весьма лаконичным оформлением фасадов, деревянной лестницей на второй этаж. История его мало изучена. Ясно, что оно было одним из центров предпринимательской деятельности города. Здесь решались вопросы  снабжения Русской Америки, заключались договоры о найме работных людей, штурманов, матросов на корабли, плававшие по Тихому океану. В здании бывали наследники Г.И.Шелихова, многие губернаторы и генерал губернаторы, правитель компании Николай Резанов, Иннокентий Вениаминов, другие миссионеры.

   Любопытное совпадение. 19 апреля 1868 г. Иркутская контора была закрыта, а Иннокентий Вениаминов, многие годы работавший на территории этой компании, выехал в тот же день из Иркутска в Москву, направляясь на службу в новой высокой должности – митрополита Московского.

    Можно так же назвать  еще один дом, принадлежавший организаторам торговой компании. В “Иркутской летописи” за 1849 г. говорится, что “госпиталь-прежний каменный дом Мыльникова” /с.300/. Среди учредителей Российско-Американской компании – четыре Мыльниковых: Николай, Петр, Дмитрий и Яков. Двое последних были директорами компании. Здание госпиталя, в котором позднее размещалось юнкерское училище, сохранилось. Это большой каменный двухэтажный дом по ул. Пятой Армии, 65.

   О трех памятных местах можно говорить лишь предположительно. Существует версия о том, что дом Г.И.Шелехова в Знаменском предместье принадлежал позднее декабристу С.П.Трубецкому, а позже сгорел. Находился он там, где ныне ремесленное училище (по ул.Рабочего Штаба).

   “Иркутская летопись” за 1795 г. сообщает, что Российско-Американская компания пожертвовала 70 тыс. руб. /в том числе семья Шелеховых – 10 тыс/ для постройки в двух местах каменных двухэтажных казарм для солдат. Не может ли одним из них быть двухэтажный дом на углу ул.Красного восстания и Ленина? На плане Иркутска 1829 г. он отмечен как занятый казармами, улица Красного восстания, как известно, тоже называлась в XIX в. Казарминской.

   По словам “ Иркутской летописи”, Крестововоздвиженсая церковь строилась на средства Федора Щербакова, который по некоторым сведениям, был купцом-мореходом. Однако Н.М.Полунина, специально занимавшаяся историей этой церкви, считает, что церковь сооружена на капитал Ивана Амосова. 5/

 

 

 

 

                                                                                                                           Чернявская О.А.,

                                                                                                    Старший научный сотрудник

                                                                       Иркутского областного краеведческого музея

Категория: Исторические чтения Сборник материалов 1995 г | Добавил: музей (15.10.2014)
Просмотров: 850 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0