Приветствую Вас Гость!
Вторник, 03.12.2024, 21:50
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Есть вопрос? Напишите нам

Каталог статей

Главная » Статьи » Город и район

У нас есть прошлое, которым мы гордимся

26 октября в рамках празднования 55-летия города и Иркутского алюминиевого завода в городском музее Г.И.Шелехова состоялась встреча, посвященная истории шелеховского завода железобетонных изделий.

На мероприятие были приглашены ветераны-первостроители, молодые специалисты, руководители предприятия ООО «Активстрой» - Соломатов Федор Сергеевич и Шестаков Дмитрий Михайлович.

Сотрудники музея подготовили презентацию «У нас есть прошлое, которым мы гордимся», рассказывающую об истории создания завода ЖБИ, его периодах становления и развития. Особого внимания и благодарности заслуживают люди, которые строили завод и город, создавали все то, что мы сегодня имеем.

Судьба нашего города уникальна. Его строительство и развитие неразрывно связано с историей ИркАЗа – первенца алюминиевой промышленности Восточной Сибири. В 1952 году были утверждены проектное задание и генеральный план строительства завода на землях подсобного хозяйства завода им. Куйбышева. 12 июня 1953 года – первый рабочий день на стройке. Первыми строителями были жители из ближних сел, города Иркутска. Возведением нового промышленного объекта занималось СМУ-№4 треста «ВОСТОКТЯЖСТРОЙ». Управляющим был назначен Георгий Иванович Зоткин, а главным инженером Михаил Вениаминович Стрижевский. Управлению поручалось создать вначале Малую, а затем Большую производственную базу. Работа по развертыванию строительства была крайне тяжелой из-за нехватки людей и механизмов, климатических условий, отсутствия жилья.

Строилась Малая производственная база, в нее вошли: автодорога, временные сети теплофикации, механическая мастерская, гараж, бетонорастворный цех, контора и другие объекты.

В связи со строительством ИркАЗа в 1953 году начал работу Комбинат производственных предприятий. Началом будущего Деревообрабатывающего завода стали цеха-времянки: лесопильный, столярный и плотничий цех.

Для строительства Иркутского алюминиевого завода и будущего города необходимо было наладить производство строительных материалов: сборного железобетона, бетона, раствора. Главным поставщиком и стал завод ЖБИ. В ряду шелеховских предприятий завод занимает особое место. Не случайно он был построен самым первым. Строительство шелеховского завода ЖБИ началось в 1955 году. Оно было объявлено ударной комсомольской стройкой областного значения.

Иркутский горком комсомола в период с марта по май направил на этот самый важный в то время объект более 30 парней и девчат.

10 августа 1957 года накануне Дня строителя, в Шелехове выпустил свою первую продукцию новый бетонорастворный завод. С этого дня началось освоение вновь построенного предприятия. В то время на заводе было всего два цеха – арматурный цех и ЖБИ – 1. Выпускались только плиты пустотного настила и четырехметровые столбики для линий электропередач. Не хватало производственных площадей, пара для пропарки изделий, автотранспорта. Арматуру подносили вручную. Бетон готовили в бетономешалке и на носилках подносили к вибростолу. О многих трудностях того времени рассказал на встрече в музее начальник арматурного цеха – Чумакин Николай Дмитриевич.

К концу 1958 года были построены деревообрабатывающий, ремонтно-механический заводы и гараж на 400 автомобилей (автобаза № 2). Вместе с заводом ЖБИ эти предприятия вошли в состав Большой производственной базы.

В 1958 году вступили в строй бетонный цех и полигон №3. На этом полигоне в зимних условиях впервые в Восточной Сибири приступили к изготовлению 27-метровых ферм на струнах. Кроме ферм на полигоне изготавливали блоки газоходов и колонны для будущих электролизных корпусов. Был сдан в эксплуатацию цех гипсошлаковых перегородок и цех ячеистых бетонов. Своими воспоминаниями о работе на заводе ЖБИ поделился Александр Андреевич Чеклауков, бригадир 3 полигона. Он пришел на завод бетонщиком, потом его привлекла профессия сварщика. В 1971 году молодого толкового рабочего назначили бригадиром. На третьем полигоне его бригада изготавливала такие сложные железобетонные конструкции, колонны, сваи для строительства очередных корпусов ИркАЗа. О трудовых достижениях бригады Александра Чеклаукова не раз печатали в местной прессе. Коллектив занимал первые места в соревновании между бригадами не только завода, но и треста «Иркутскжелезобетон». Более 10 лет Александр Андреевич проработал в группе обеспечения производства – ремонтировал опалубку и механизмы в корпусах формовочного цеха. За добросовестный труд он награжден орденом Трудовой славы III степени.

В 1959 году была сдана в эксплуатацию первая в Сибири и на Дальнем Востоке установка по производству вспученного перлита, а в 1963 году сдана вторая.

На основе вспученного перлита был разработан перлитобетон и начат выпуск стеновых панелей. За активное участие в разработке и внедрении в производство перлитобетона Совет ВДНХ СССР наградил М.В.Стрижевского Большой золотой медалью, а членам группы разработчиков были вручены Малые серебряные медали. На заводе впервые в Восточной Сибири было освоено изготовление сборно-разборной деревометаллической опалубки для выпуска предварительно напряженных ферм перекрытия длиной 24 и 27 м для строительства электролизных корпусов завода.

С мая 1958 года по май 1959 года в Шелехове молодые строители разработали 178 рационализаторских предложений, высадили 20 тысяч саженцев. Было собрано 115 тонн черного и 217 кг цветного металлолома.

В 1959 году были построены такие цеха: ЖБИ -2, крупнопанельное домостроение, опытно-промышленный, ЖБИ-3, растворный узел.

О нелегкой работе в бетонно-растворном узле рассказала ветеран завода - Мирошникова Нина Геннадьевна. Она по окончании Горьковского строительного техникума в 1955 году была направлена на шелеховскую стройку на КПП (комбинат производственных предприятий) Малой базы мастером бетонно-растворного узла. Тогда им было очень тяжело, в основном работали одни женщины, ловко орудовали лопатами, на морозе. За безупречное отношение к труду и высокие производственные показатели Нина Геннадьевна в 1959 году была переведена инженером в Отиз (отдел труда и зарплаты), где стала начальником отдела. За добросовестный многолетний труд Нина Геннадьевна награждена медалями: «Ветеран труда», «Ветеран труда ГлавВостокСибстроя», знаками «Победитель Социалистического соревнования», Почетными грамотами и Благодарственными письмами. Ее фотографии были на досках почета завода, города, треста «Железобетон».

В становлении и развитии предприятия ЖБИ большая заслуга его ветеранов: Марии Дмитриевны Трошиной, Ирины Даниловны Соткиной, Евдокии Александровны Дайнега, Николая Николаевича Шибаева, Александра Васильевича Кузьмина, Ивана Кузьмича Салякаева, Федосьи Антоновны Лобковой, Юрия Васильевича Колмакова, Чеклаукова Александра Андреевича, Гладковского Петра Васильевича, Перекальского Николая Александровича и других.

Многие железобетонщики начинали свой путь с рабочих и выросли до начальников цехов и отделов. Петр Васильевич Гладковский приехал в Шелехов во втором составе орловского десанта 12 июля 1956 года. Начинал свою трудовую деятельность монтажником на участке треста «Дальстальконструкция», строил Большую производственную базу. Когда был построен завод ЖБИ, перешел на новое предприятие, работал там бетонщиком, бригадиром, прошел такие ступени профессионального роста, как технолог, главный инженер, директор завода – руководил этим предприятием с 1971 по 1980 г. Петр Васильевич Гладковский внес значимый вклад в становление и развитие завода. Из воспоминаний Петра Васильевича: «Полным ходом шло строительство ИркАЗа. Стройка требовала от нас, работников завода, все больше и больше бетона, сборных железобетонных конструкций. В сутки выпускали около 400 кубометров сборного железобетона. Работать приходилось в очень напряженном ритме. Требовалось не только наращивать объемы продукции, но и осваивать технологию производства новых конструкций. Чтобы справиться с такими задачами, нужна была инженерная мысль. Постоянное внимание мы уделяли качеству продукции, с высокой ответственностью работал отдел технического контроля. Мы, руководители завода, часто устраивали проверки».

На заводе постоянно осваивались и изготавливались новые конструкции для строительства: напряженно-армированные конструкции, крестообразные конструкции, колонны, стеновые панели из легкого бетона. Проводились испытания строительных конструкций на прочность.

Иван Кузьмич Салякаев отметил в своем выступлении, что на заводе ЖБИ все трудились с большим энтузиазмом. Особенно он выделил работу директоров предприятия и выразил надежду на возрождение завода. Иван Кузьмич связал свою судьбу с заводом ЖБИ, отдав ему более 50 лет. Окончив Кузнецкий планово-экономический техникум, приехал в Сибирь по комсомольской путевке. В сентябре 1964 года пришел на шелеховский завод ЖБИ бетонщиком. Прошел трудовой путь, работая слесарем, мастером, старшим инженером, начальником цеха, заместителем генерального директора по производству. Иван Кузьмич не понаслышке знает специфику работы каждого производственника, отлично разбирается во всех видах изделий, выпускаемых предприятием, и делает все для повышения эффективности работы и увеличения производства при неизменно высоком качестве. Его большая заслуга в том, что 10 лет застоя предприятию удалось пережить. Под руководством Ивана Кузьмича обеспечивалось производство продукции для возведения институтов, школ, детских садов, цехов и других объектов. За время работы им внесено и внедрено на заводе множество рационализаторских предложений. Иван Кузьмич настоящий патриот завода и отрасли, отдал много сил, знаний и энергии на постоянное совершенствование производства, улучшений условий труда работников. В декабре 2007 года Иван Кузьмич Салякаев был награжден знаком «Почетный строитель Российской Федерации».

О трудовых достижениях первостроителей завода не раз писали в местной прессе. С мая по ноябрь 1973 года 9 бригад соревновались за наивысшие трудовые достижения на право выдать миллионный кубометр. Победа досталась бригаде Николая Тонких.

Перекальский Николай Александрович после окончания Красноярского индустриального техникума в 1956 году приехал в Шелехов и был направлен в трест «Иркутскалюминстрой». На заводе железобетонных изделий работал на полигоне №3 бетонщиком в бригаде Виктора Курочкина, которая осваивала производство 27-метровых железобетонных ферм для строительства ИркАЗа. Прошел такие ступени роста: мастер, начальник отдела комплектации, заместитель директора по производству. С 1981 года работал директором предприятия до ухода на пенсию.

Перекальский Николай Александрович – Заслуженный строитель РФ.

На мероприятии Николай Александрович с теплотой говорил о тех людях, с кем довелось работать, и у которых он учился, перенимая опыт. Это Владимир Владимирович Усов, Петр Васильевич Гладковский. Николай Александрович выразил благодарность всем ветеранам завода.

С комсомольских лет и до пенсии работала на заводе ЖБИ Надежда Ильинична Пермякова. Окончив курсы крановщиков, в 1968 году она пришла на завод, работала инженером по технике безопасности, мастером 1полигона. О трудностях работы крановщиков знает не понаслышке. Надежда Ильинична была секретарем комсомольской организации, председателем профсоюзной организации. Всегда активная, ответственная и жизнерадостная, находясь на заслуженном отдыхе, Надежда Ильинична занимается общественной деятельностью, является председателем ветеранской организации завода. Знает, кто и сколько проработал на родном предприятии, какой трудовой вклад внес в его развитие, какие имеет награды, как живет сегодня. В том, что на заводе заботятся о ветеранах, устраивают для них праздники, что сохраняется преемственность поколений заводчан - большая заслуга Надежды Ильиничны.

О трудовых буднях комсомольской жизни, совместном отдыхе, о поездках в театр и музей, рассказала Фациус Валентина Ивановна.

Строился город, росла потребность в продукции завода ЖБИ, который находился в постоянном развитии – существующие цеха реконструировались, расширялись, строились новые корпуса, внедрялись новые технологии.

Первоначально продукция завода ЖБИ была направлена на строительство Иркутского алюминиевого завода и города Шелехова, но со временем была востребована и в других городах региона. При непосредственном участии шелеховского завода железобетонных изделий построены в городе Иркутске: гостиницы "Ангара" и "Интурист"; химический факультет Иркутского госуниверситета; главные корпуса Педагогического и Медицинского университетов; комплекс Областной клинической больницы; международный терминал Иркутского аэропорта; ДК Профсоюзов; здание Промстройбанка;

Иркутский завод керамических изделий; здания школ, детских садов, институтов, жилые дома. А в городе Усолье-Сибирском построены такие предприятия, как Химфармкомбинат и Усольский Химпром.

Шелеховский завод ЖБИ принимал участие в строительстве многих социальных и жилищных объектов в Бурятии, Читинской, Тюменской, Кемеровской областях и Монголии.

В 90-х годах условия изменились - надо было искать новые формы хозяйствования, менять структуру производства, отлаживать существующую систему под новые стандарты.

В 1992 году предприятие было преобразовано в ОАО «Шелеховский завод ЖБИ», а в 2002 году – в ООО «ВосточноСибирский завод ЖБК». Пережив сложные времена реформирования, предприятие перешагнуло в следующее тысячелетие с ценным багажом и опытом.

Остались позади годы напряженного труда тысяч строителей, но жива память. Большой вклад внес коллектив завода в благоустройство города Шелехова.

За эти годы построены объекты ИркАЗа, заводы, тысячи квадратных метров жилья, школы, клуб, кинотеатр, ресторан, детские учреждения, магазины.

Символично, что 19 октября в 4 микрорайоне была заложена памятная аллея ветеранов завода ЖБИ как продолжение и сохранение лучших традиций.

Всех присутствующих на встрече в музее Г.И.Шелехова поприветствовал руководитель предприятия ООО «Активстрой» - Федор Соломатов. Он выразил огромную благодарность ветеранам завода ЖБИ. Федор Сергеевич познакомил всех участников с программой дальнейшего развития предприятия ООО «Активстрой». Приятная беседа и воспоминания первостроителей с молодым поколением были продолжены за чашкой чая.

 

 

 

 

 

Подготовила: сотрудник музея Елена Нечаева

Категория: Город и район | Добавил: shel-muz (13.11.2017)
Просмотров: 1904 | Комментарии: 89 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 JosephHoaky  
0
забор из пвх цена https://kuprnn.ru забор от производителя

2 Yuliafal  
0
Здравствуйте

Транспортно-экспедиторская компания MSC предоставляет услуги по таможенной очистке товаров поставляемых из стран Азии через морские порты Владивостока и порт Восточный.

--
Kind regards,
Yulia | MAESTRO SHIPPING COMPANY
Russia, 692918, Primorsky Krai, Nakhodka, street. Michurina 11a, floor 3, office 36
p. 8 800 600-58-54 | m. +7 964 443-11-30
e. mtmd2-nhk@msc.com.ru | w. www.msc.com.ru

1 Allennob  
0
http://krxr.ru/ крановые электродвигатели продукция

Имя *:
Email *:
Код *: