Приветствую Вас Гость!
Пятница, 09.12.2022, 21:57
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените сайт музея
Всего ответов: 146

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Архив записей

Главная » 2020 » Июнь » 23 » Станция и поселок Подкаменная
15:55
Станция и поселок Подкаменная

Железнодорожная станция Подкаменная и одноименный поселок появились на карте Иркутской области в связи со строительством ветки Иркутск-Слюдянка Транссибирской магистрали. Строительство дороги «как обходная горная железная дорога № 12», или стройка № 12, началось в 1941 году, но было приостановлено до 1942 года в связи с началом войны. В 1942 году, в соответствии с Постановлением Государственного Комитета Обороны, на стройку прибыли трудовые ресурсы мобилизованного городского и сельского населения в основном, молодежь 1925-1926 года рождения из сельской местности Приангарья и республики Татарстан. Квалифицированных кадров и материальных ресурсов катастрофически не хватало. Фактически работы возобновились в 1945 году сразу на всем протяжении трассы.

Отсыпка железнодорожной насыпи 1945 г. в р-не ст.Подкаменная

Подкаменский участок, 61-64 км пути, характеризовался сложностью горного рельефа и резким перепадом высот. Станция расположена более чем на 700 м над уровнем моря, что влекло сложности в выработке скальных пород для подготовки насыпи железнодорожного полотна. Первые жители поселка – рабочие головного ремонтного поезда № 31, именуемого в документах ГОРЭМ, бойцы 9-й бригады железнодорожных войск и жители деревень, оказавшихся в зоне затопления в связи с возведением Иркутской ГЭС.

В начале 1946-го года после объявления демобилизации часть военнослужащих железнодорожных войск выбыла. Участок продолжал работать с небольшим количеством строителей и приданным ему лагерем спецконтингента ИТК МВД.

Для форсирования строительства пути необходимы были профессиональные кадры, механизация процессов разработки грунта, жилищно-бытовое устройство строителей. Люди работали «за совесть». Умельцы поставили на рельсовый ход «Студебекеры», прибывшие по Лендлизу из Америки. Применяли новаторские методы малой механизации – транспортировку грунта лебедкой.

Жилой барак. Стройка 12 Иркутск-Слюдянка

В 1946 году на 64 км пути было построено: два двухквартирных дома и общежитие для спецконгтингента, в 1948 году на станции открылся магазин, для детей строителей - начальная школа.

Справляясь с трудностями, магистраль Иркутск-Слюдянка сдали в однопутном варианте к 1 июня 1949 года. Следующий этап строительства железной дороги – возведение второго пути, электрификация веток. А значит и развитие станционного поселка Подкаменная. В 1949 году на станции были возведены: четырехквартирный дом, школа и магазин. Подкаменная – одна из 3-х станций железнодорожной ветки Иркутск-Слюдянка, где было налажено водоснабжение.

Стройка продолжалась. Поселок рос. Уже в 1955 году в Подкаменной работал роддом, амбулатория, овощехранилище и школа-интернат на 160 мест.

Многие участники Великой Отечественной войны, прибывшие на строительство железной дороги очарованные суровой красотой сибирского края остались в поселке Подкаменная на постоянное место жительство.

Подготовила Белых Е.Н.

Источники: 1 книга А.В. Хобта и А.С. Асеевой «Иркутск-Слюдянка. Из истории сооружения

железнодорожной линии 1946-1956 гг.», серия «История Восточно-Сибирской

железной», изд. Тверь, Тверская ф-ка типографии, 2017 г.

2 статья доцента исторических наук, профессора ИГУ Ю.А. Петунина «Из истории 12-й

Железнодорожной стройки: Иркутск-Слюдянка», журнал

«Культура. Наука. Образование» № 3, 2008 г.

3 Фото музея истории ВСЖД Восточно-Сибирского центра научно-технической

информации и библиотек.

Просмотров: 265 | Добавил: tjmialo