Главная » Статьи » Исторические чтения » Исторические чтенияю Сборник материало 2003-2006 |
Купрякова Л.Б Ученики школы села Олха
Из истории моего села Олха
Вдоль Быковских дворов гора тянется. Мало, кто помнит сейчас, что называется она «Казачьей». Когда-то стояла на ней сторожевая вышка. Несли на ней дозор олхинские казаки. Казачья жизнь – она, завсегда, беспокойной была. Уже в привычку вошло: выйдут в поле – трое пашут, а четвертый уже в дозоре. Неровен час – налетят откуда буряты, поля потопчут, село пограбят. У села и название бурятское – «О – олха», - убей, «ограбь». А уж коли силы неравны были – загораются на Казачьей горе сигнальные огни. И огни эти видят далеко в Максимовщине. Там Максим Перфильев верховодит, друг Никона Кошкина. Помощь только оттуда жди. Маленько позже отвадят кочевников вершить разбой. Соберутся крепкой силой казаки и разгромят силы бурят в Мотах на Иркуте. Лет 260 назад это было. Апотом привез Андрей Кошкин бурятку из Кяхты, крестил ее и женился. Появилась у бурят – кочевников родня в Олхе. Пореже стали они набеги делать. Чего ж с родней воевать – то. Дорога кривится и желтеет мимо Быковских дворов, легко взлетает на пригорок – это уже верховские, и бежит мимо низовских – дальше. А из междуречья на простор выливаются – золотятся хлебные поля. Разнотравьем духманятся сенокосные луга. И дальше до самых сопок над Иркутом, - все простор да простор в дымчатом мареве летней жары. Между низовским и верховскими, в центре села, - церковь деревянная, от Введенского прихода. Вокруг церкви – ограда и древние могилы дедов. А сначала стояла на этом месте часовенка. Когда разбирали ее, один из Кошкиных пытался распилить ее на дрова. Ни одна пила не взяла зажелезневевшийся. Сколько перевидела она на своем веку свадеб и похорон. А уж в праздники не одни старики, приодетые, с важностью спокойной на лицах, всходили по ее ступеням. Старухи еще вспоминают, как девчонками сбегали с уроков туда – праздник посмотреть. Печален и одновременно радостен плыл над просторами колокольный звон. Когда рушили церковь в 36-ом, и молодые возмущались. Сломали. И осталась церковь только в памяти стариков, да еще вот здесь, на картинке. Правда, из ее бревен сначала пожарку сделали, а потом –фельдшерский пункт. Он и поныне стоит. Но оправдывает ли это наше бескрестье? - Шумная, нарядная мчится по Олхе свадебная тройка на радость бегущим вслед ребятишкам. Кошкины женятся. Или Воротниковы. Или Андреевы. Это в селе основные родовые ветви. А, все-таки, Кошкины – древнее. Короткие дни передыха соберутся мужики у кузницы. А то – у мельницы. Кто про что вспоминает. А старики – про старое, когда жило село одной родовой общиной Кошкиных. Основал ее казак Никон Кошкин. И пошла ветвь Кошкиных и по сию пору живет. Селились, в основном, в центре да вдоль Олхи, где теперь Сибирская улица. Говорят, казаки астраханские были, те, что Кошкины. А Воротниковы, те уже позже пошли, в 80-х годах. Воронежские они. Дома их в центре еще живы остались, строенные не по-сибирски, с высокими окладами и небольшими окнами, смотрящими на реку. Внук Никона казаком в Иркутске служил. В Олху вернулся – осел здесь. На бурятке женился. И внук Андрея, Абрам в селе закрепился. Пять сыновей его продолжили род Кошкиных. Жили артельно. Называли друг друга братанчиками. Вместе пахали, вместе сеяли, вместе серпами жали. И жили, как один кулак, крепко, надежно. Поразбавились потом Кошкины. Молодых – то в деревне тогда трудно удержать было. А когда стройки пошли, и вовсе все попуталось. В знойном мареве катится к концу июль. Мужики на покосе, а женщины и ребятня – по хозяйству, да с огородами управляются. Напекут хлебов, молока нальют – и пошли мужиков кормить. А до дальних покосов свет не ближний. И волость в Смоленщине была. Чуть что – туда ехать надо. Электричек в помине не было. Дорогу-то уж в войну строили. Тут и коллективизация нагрянула. В 1927 году сельсовет свой организовали. Три человека всего в нем было. И Большой Луг к Олхинскому сельсовету относился. Поселок то уже в начале тридцатых образовался, в основном, из ссыльных с Аргуни, казаков же. Школа в селе уже давным-давно была, еще до революции. Сначала гимназия, возили в нее привилегированных. Потом здесь же 4-х летка была. А в семилетку уже в Баклаши приходилось ездить и ходить. В 30-х годах в школе подкурсы были, а потом и своя семилетка организовалась. До войны в Олхинском колхозе четыре бригады было. Лето сибирское жгучее, да короткое, только поспевай. Зима – она же тетка родная. Вместе вроде легче. Оно и веселей деревней всей. Договорятся с бригадиром – неделю общее, а три дня по дворам – кто сено, кто дрова. А между сенокосом и жатвой, в конце августа, по сговору в тайгу собираются – кто по орехи, кто по ягоды. Леса вокруг богатые, Сибирь – матушка. Но самое главное, что вспоминают старики, - дружно жили. И уж в беде друг друга никто не бросал. Перед войной дорогу железную начали строить. Война помешала. Из 740 дворов ушло мужиков три четверти. Стоит посреди села Обелиск, построенный руками олхинских ребят. А на нем бронзой записаны имена тех, что не дошли до своих золотых полей., до речки своей – невелички. В 49 году организовалась в Олхе промартель. Места здесь известковые, да и известь олхинская ценилась. Мужики туда потянулись. Потом известковый завод здесь вырос. Новые люди приезжали, привыкали, приживались. | |
Просмотров: 1255 | |
Всего комментариев: 0 | |